Ракетный катер

Эсминец "Эйлат"

Эсминец "Эйлат"

Времена были самые застойные, на Средиземном море только что потоплен израильский эсминец «Эйлат» залпом советских ПКР «Термит» с ракетного катера (по натовской классификации «KOMAR»). Hе буду отвлекаться на то, что само по себе это событие стало переворотным этапом стратегии и тактики всех военно-морских флотов мира, но результатом этого морского сражения стала крайняя заинтересованность всех малоразвитых, слаборазвитых, недоразвитых и других развивающихся стран (в основном арабского мира) в кораблях такого класса. Преимущества были все налицо — ударная мощь, способная пустить на дно ни много ни мало а целый авианосец, высокая скорость, более чем скромные требования к базированию и обеспечению. С другой стороны была и заинтересованность нашего бывшего СССР в том, что за конкретную военную помощь можно было получить обещания тех или иных стран пойти по социалистическому пути развития.

Первый в мире ракетный катер "Комар"

Первый в мире ракетный катер "Комар"

Собственно, это была предыстория, а теперь сам рассказ. В качестве саморекламы боевой мощи и силы советского оружия, где-то в недрах то ли Генерального штаба, то ли еще выше, было решено провести практические ракетные стрельбы с новых тогда ракетных катеров 205 проекта (натовская OSA) перед военным руководством одной из стран средиземноморского бассейна (чтобы никого не обидеть, имена и место событий сознательно изменю). Далее предполагалось передать оба ракетных катера военно-морским силам этой страны. Для этой цели были снаряжены и укомплектованы по нормам военного времени два ракетных катера и для технического обеспечения, дозаправки топливом и прочего в эскадру была включена плавбаза. Hе буду ничего говорить о самом переходе кораблей в средиземноморье — хотя для катерков с таким водоизмещением, только одно это было бы уже отдельным подвигом.

ПКР "Термит"

ПКР "Термит"

Итак, конечная точка достигнута, назначен день показательных стрельб. В ходе подготовки идет обучение арабского экипажа, как обращаться с новой техникой. И тут начали возникать первые проблемы. Самая актуальная — мишень, по чему стрелять. Hа каком-то кладбище кораблей наконец-то нашли полузатопленную баржу, собственно, даже один корпус, авральными темпами законопатили и заварили все дыры — чтобы не утонула раньше времени. Второй проблемой стал буксир, который бы потянул эту баржу в море.  И хотя сам буксир быстро нашли — такой, что и потопить не жалко, но местные Синдбады, узнав, что им придется буксировать мишень, все как один отказались вести буксир в море (как задницей все-таки чувствовали). В результате было решено на буксир поставить самого молодого капитан-лейтенанта, штурманца со второго экипажа. Тем временем, на самой плавбазе для высшего руководства страны был развернут «демонстрационный зал» с радиолокационной станцией для наблюдения, как будет происходить действо.

Ракетный катер проекта 205 (Оса)

Ракетный катер проекта 205 (Оса)

Итак, день стрельб. Море «подкачало» — 4 балла, но было решено — выпендриваться, так по полной программе — показать, что и при такой волне советское оружие — лучшее в мире. Единственное изменение в план было не выводить заранее баржу в море, чтобы не потопило волной, а отбуксировать ее непосредственно перед стрельбой. Hа плавбазе собрался весь люд для обозрения военно-морского шоу. 6-узловым ходом штурманец Вовка попер в море мишень, в нарезанный специально для нее квадрат (очевидцы после говорили, что арабы чуть-ли не перекрестили удаляющуюся в море парочку). Hа пирсе построены два экипажа (советский и арабский). Перед каждым толкает речь командир. Поставлены задачи, наши бегом понеслись по трапу на боевые посты. У арабов в это время — намаз (как позже объяснили — просто так ничего не делается — а тут еще и такое важное мероприятие). Спустя 10 минут на катер погрузился и арабский экипаж.

Первая часть шоу (пока Вовка волок мишень) заключалась в демонстрации высоких скоростных характеристик новой техники. Высокая публика на экране радара стала наблюдать, как катерок прошелся туда-сюда 50-узловым ходом. И опять возникли проблемы — экипаж Синдбадов, который находился на катере, то ли не привык к высоким скоростям, то ли не ходють оне в море в такую волну — но уже через 30 минут рубка катера была ублевана вдоль и поперек. Причем первые 15 минут народ как-то пытался держаться и тихо икал в кожаные портфели с документацией. Итак, катер пришел в назначенный район пуска ракет, началась вторая часть марлезонского балета. Катер развернули носом к мишени, открыли крышки контейнеров. Ракеты с учебными боеголовками (т.е. без боевой части) были в полной готовности. Вовка уже находился в районе постановки мишени, и на плавбазе и на катере от него принят доклад, что минут через 5 он рубит конец. То что произошло дальше, никто не ожидал. Hакатившимся 9-м валом катер сильно мотануло, и черезчур заинтересовавшийся араб лбом впиливается в пускач («Особенности национальной рыбалки» помните?). Оглушительный грохот стартовых ускорителей — и «П-15» рванула в небеса. «БЛ…ДЬ!!!» — единственный возглас той секунды. Вовка только-только начал отходить от баржи. Сообразили быстро

— по УКВ в эфир понесся вопль:

— Вовка, съе…вай с буксира, на тебя ракета летит!

— Вы чего, ох…ели, я ж еще отойти не успел!

— Пеленг и дистанция до цели!

— Есть!

Катер уже мчался вслед за ракетой. В рубке все прилипли к экрану РЛС — к двум точкам стремительно приближалась третья. Теперь оставалось гадать — какая из двух целей будет захвачена головкой самонаведения. Самое противное в данной ситуации было то, что все три точки находились почти на одной линии. Ракета уклоняется в сторону мишени — в рубке все выдохнули, две точки пересекаются и ракета резко меняет курс в сторону буксира. Пересекаются и эти две точки, и спустя несколько секунд экран становится чистым. «ПИ…ЕЦ!!!» Каждая следующая минута всем показалась часом. Hаконец обнаружены
обломки буксира и баржи, а среди них — полностью ох…вший Вовка в спасательном жилете. (Успел все-таки). Как он позже рассказал, буквально за несколько секунд до подлета ракеты (он уже картину наблюдал из воды), баржа была полностью накрыта волной, и окончательно потоплена видимо одним аэродинамическим ударом ракеты (потому она и отвернула), а вот буксир был пробит навылет. Так что еще неизвестно, как были бы трактованы события, стартуй ракета позже несколькими секундами.

Почти полностью дословный перевод доклада командира арабского экипажа главнокомандующему после выполнения стрельб (перевод документа был подшит в акт приема-передачи):

«… Выдающееся достижение русского кораблестроения. К несомненным
достоинствам испытанного образца ракетного катера относятся:
1. Способность самостоятельно наводить ракеты на цель в любых штормовых
условиях (!).

2. Способность самостоятельно выполнять ракетную стрельбу
(что произошло, видимо, никто так и не просек).

3. Способность поражать одной ракетой более одной цели даже без боевого
заряда (!).»

Естественно, всю эту картину видели и на плавбазе. Способность ракеты уничтожать две цели было оценено тоже по достоинству. Самое интересное, что никто из руководства арабских вооруженных сил так и не поинтересовался, а куда же делся «водитель кобылы», если обе цели были потоплены. Видимо, эйфория от шоу затмила все остальное. Зато на пирсе комэск долго матюгался перед нашими двумя экипажами.

P.S. Кстати говоря, насколько мне известно, все последующие учебные пуски ракет также были выполнены нашими экипажами (то ли народ выходил в море и ждал, когда же чудо-техника сама произведет залп, то ли просто опасались, не случилось бы чего).



комментария 2

  1. константин пишет:

    😛 5 баллов я служил 1983-1986 на 205у в Польше, класс

  2. Игорь пишет:

    😀 Служил 1973-76гг на Камчатке 89 БРК на 205 проекте ( Р-106). Этот анекдот уже тогда ходил, правда в немного другой интерпритации.

Оставьте свой отзыв!